Инвестиционные послания ⁄ Ежегодное послание Главы Петропавловск-Камчатского городского округа об инвестиционном климате в муниципальном образовании на 2016 год
Навигация по разделу
Навигация по сайту





Опрос
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Ежегодное послание Главы Петропавловск-Камчатского городского округа об инвестиционном климате в муниципальном образовании на 2016 год


28 декабря 2015 15:54 | Просмотров: 1140

Ежегодное послание Главы Петропавловск-Камчатского городского округа «О формировании благоприятного инвестиционного климата и поддержке субъектов предпринимательской деятельности»

 

Уважаемые коллеги и представители бизнеса!

 

Развитие экономики муниципального образования, особенно в той сложной экономической ситуации, в которой оказалась наша страна в последние два года, довольно непростой и трудоемкий, но очень важный процесс, требующий нашего совместного и эффективного участия.

Все мы знаем о тех направлениях экономического развития, которые в своем послании Федеральному собранию озвучил Президент Российской Федерации – В.В. Путин.

Улучшение делового климата, расширение свободы предпринимательства в стране за счет совершенствования условий ведения бизнеса, поддержки конкурентных отечественных производств и инвесторов, готовых вкладывать средства в проекты импортозамещения, и развитие несырьевого экспорта, является для нашей страны несомненным приоритетом при решении экономических и общественно значимых вопросов.

В свою очередь направления участия муниципалитетов в озвученных процессах на территории Камчатского края, их роль в формировании благоприятного инвестиционного климата и дальнейшей реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности, определены в ежегодном инвестиционном послании Губернатора Камчатского края.

Поэтому сегодня я предлагаю Вам подвести основные итоги работы органов местного самоуправления по развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности, которая ведется в Петропавловск-Камчатском городском округе, и определить приоритетные направления ее осуществления в следующем – 2016 году.

Не смотря на кризисные явления, городской округ продолжает аккумулировать большую часть инвестиций, привлекаемых в экономику региона – в 2014 году она составила 60 % от общего регионального объема инвестиций, за 9 месяцев 2015 года - 61 %.

При этом объем инвестиций в основной капитал городского округа за счет всех источников финансирования в этом году уменьшился почти на 15 % - до 5,6 млрд рублей за 9 месяцев. 49,7 % всех инвестиций в основной капитал обеспечили бюджетные инвестиции из бюджетов всех уровней.

Основными сферами инвестиционной активности на территории городского округа остаются: сфера транспорта и связи, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, рыболовство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых.

Малый и средний бизнес обеспечил увеличение оборота практически по всем видам экономической деятельности на 0,3 %. В текущем году этот показатель составит 59 млрд рублей.

Просматривается и количественное увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства. Так количество малых и средних предприятий увеличилось в текущем году на 0,3 % и составило 3 564 единицы, индивидуальных предпринимателей на 2 % и составило 8 096 человек.

При этом доля населения, трудовую занятость которых обеспечивает бизнес, осталась на прежнем уровне – чуть более 21 % (18,3 тысячи человек) от общей численности работников всех предприятий и организаций городского округа.

Известно, что учитывая специфику работы в нашем регионе, значительная часть малых и средних предприятий осуществляет те виды экономической деятельности, которые не требуют сравнительно больших стартовых затрат и обеспечивают значительную отдачу в связи с быстрой оборачиваемостью капитала. Непроизводственная сфера остается для нашего бизнеса наиболее привлекательным видом деятельности.

В общем количестве малых и средних предприятий наибольший удельный вес приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. Такие виды экономической деятельности как строительство, обрабатывающие производства, транспорт и связь продолжают привлекать небольшой процент предприятий малого и среднего бизнеса.

Развитие розничной торговли мы с Вами наблюдаем ежедневно. На сегодняшний момент обеспеченность торговыми площадями населения городского округа составила 720 квадратных метров на тысячу человек, что выше установленного норматива почти в 3 раза. Такая плотность розничной торговли с учетом естественной закрытости региона для массовых посещений из других регионов России и зарубежных стран уже не оправдывается даже статусом Петропавловск-Камчатского городского округа, как административного и опорного для потребительского спроса центра Камчатского края.

Отмечу то, что мы и так с Вами понимаем: большая часть как оптовой, так и розничной торговой сети не ориентирована не только на реализацию товаров местного производителя, но и российского, отечественного производства в целом. И это считаю основным сдерживающим фактором успешной реализации политики по импортозамещению на территории города.

Когда предприятие продает картофель собственного производства по 10-15 рублей, а в рознице он стоит 30 рублей и более, да еще и везется на Камчатку из дружественной страны, это ситуация - явно затрагивающая интересы и так не богатого населения нашего города, которую необходимо и, главное, можно менять, в том числе и с нашим с Вами участием.

Поэтому полностью поддерживаю предложение Губернатора Камчатского края о необходимости строительства муниципальных рынков, улучшения поддержки местных производителей по развитию собственной торговой сети, организации ярмарок «выходного дня» и ярмарок, действующих на постоянной основе. Надеюсь, что часть торговых площадей и отдельные предприниматели все-таки смогут создать зоны, специализирующиеся на торговле товарами отечественного производства, и администрация города, считаю, должна провести работу в этом направлении. Наконец, решить вопрос с созданием сельскохозяйственного рынка, проект которого давно обсуждается, но фактической реализации так и не получил.

Самостоятельно торговля, конечно не может рассматриваться как основа экономического развития городского округа, фундамент и стимулы для развития экономики создает реальный сектор – производственная сфера.

За 9 месяцев текущего года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в обрабатывающей промышленности города составил 32,7 млрд рублей, увеличив показатель аналогичного периода 2014 года в 1,5 раза.

Учитывая специфику региона, высокие энерготарифы, транспортную составляющую, приоритетным для городского округа считаю обрабатывающие производства, направленные на обеспечение потребностей самого населения в продуктах питания и непродовольственных товарах, строительных материалах: в первую очередь - из местного, во вторую - из привозного сырья, ценовая политика которых позволит заменить импортируемые аналоги.

Правительством Камчатского края в прошлом и в этом году проведена существенная работа по организации беспрецедентной поддержки производственной и инвестиционной деятельности – создана территория опережающего социально-экономического развития «Камчатка».

На территории Петропавловск-Камчатского городского округа, вошедшей в ТОР «Камчатка» (а это центральная портовая зона и площадка в южной части города) до 2018 года планируются к реализации 10 проектов так называемых якорных резидентов, направленных на строительство рыбоперерабатывающих заводов в районе Сероглазки и Моховой, производств биоудобрений в поселке Авача, новых линий по производству изделий из полимеров в районе Кирпичики, логистического терминала и туристическо-досугового комплекса в районе 10-го км, гостиничного торгово-развлекательного комплекса в районе АЗС, мини-гостиниц и хостелов в районе ул. Ленинская, горнолыжного туристического комплекса на Петровской сопке, комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов в районе Моховой, инициатор проекта по созданию которого - ООО «Красноярск» - первым получил статус резидента ТОР «Камчатка».

В рамах действующего российского и регионального законодательства ТОР «Камчатка» создает для инвесторов, участвующих в реализации проектов на ее территории, довольно существенные преимущества в сфере налогообложения, за счет установления нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль и освобождения от уплаты налога на имущество. Предусмотрены преференции в сфере использования земельных участков, строительство инженерной и транспортной инфраструктуры за счет бюджетных средств. Установлена упрощенная процедура привлечения квалифицированных кадров и трудовых ресурсов, в том числе из числа иностранных граждан.

В свою очередь Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа для резидентов ТОР «Камчатка» установлена нулевая ставка по налогу на землю на период 3 лет.

Считаю, что администрация городского округа, помимо исполнения полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими создание территорий опережающего развития, должна организовать соответствующую разъяснительную работу для бизнеса, оказать всю возможную поддержку при формировании инициаторами инвестиционных проектов пакетов документов для подачи заявки в управляющую компанию.

Предлагаю представителям малого и среднего бизнеса более подробно ознакомиться с концепцией создания территории опережающего развития. Установленные на данной территории преференции доступны даже для небольших проектов, стоимостью от 500 тысяч рублей.

Необходимо отметить, что поддержка особо значимых и масштабных инвестиционных проектов уже действует на уровне Правительства Камчатского края. Предусмотрены налоговые льготы и финансовая поддержка таких проектов. Для их реализации правительство региона заявляется и получает федеральную поддержку.

Но для органов местного самоуправления города эти проекты зачастую проходят мимо. В процессе сопровождения администрация города участвует по факту, уже после принятия решений Инвестиционным советом в Камчатском крае, в основном по земельным вопросам. На пассивной позиции муниципалитета в этом процессе также акцентировал внимание Губернатор Камчатского края в своем инвестиционном послании.

Поэтому прошу Главу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обеспечить усиление участия органов администрации в сопровождении инвестиционных проектов, поддержанных Правительством Камчатского края, а также активизировать работу по совершенствованию процедуры сопровождения проектов, поступающих на рассмотрение из краевого выставочно-инвестиционного центра, а также напрямую в администрацию города.

Созданная на уровне края система «одного окна» для инвестиционных и бизнес-проектов, должна быть поддержана городским округом. Пусть служба «одного окна», функционирующая на базе Камчатского выставочно-инвестиционного центра имеет несколько точек входа для бизнеса. Информация по земельным, имущественным вопросам, вопросам градостроительства должна поступать не только в виде ответов на ранее направленные запросы, но и предоставляться специалистами уполномоченных на это органов непосредственно в рамках личного приема.

Вообще предлагаю реанимировать действующий в администрации города информационно-консультационный центр и перепрофилировать его деятельность под систему «одного окна».

Предприниматель должен получать консультационные услуги, затрагивающие не только формы муниципальной поддержки, но и всю систему государственной, в том числе финансовой поддержки, доступной на территории города, при необходимости получить помощь в оформлении соответствующего пакета документов. Консультации должны быть адресными, а не заключаться в обыкновенном перечислении общих сведений. Бизнес должен видеть заинтересованность представителей власти в реализации своих проектов, особенно в приоритетных отраслях, которые сегодня озвучены.

Предлагаю администрации города проработать возможность предоставления в центре консультаций представителями специализированных органов лично, а также вовлечь в данный процесс представителей надзорных органов, территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти, краевых организаций поддержки предпринимателей, кредитно-финансовых организаций. Сейчас существует ряд форм, позволяющих осуществлять консультации дистанционно. Надо попробовать их применить.

В рамках консультационной поддержки предприниматели должны получать полную информацию о предлагаемых мерах поддержки и мероприятиях, проводимых в сфере развития предпринимательства и улучшения делового климата, понять каким образом инициированный ими проект может участвовать в данных мероприятиях, к каким ресурсам ему открыт доступ, увидеть все варианты возможного размещения его бизнеса или объекта на территории города, определить основные параметры, которые надо учесть для избежания проблем с надзорными органами, а не направляться в несколько мест для получения такой информации.

Единая система «одного окна» позволит сопровождать инвестиционные проекты на муниципальном, региональном и федеральном уровне, вне зависимости от точки входа этих проектов в органы власти.

20 января 2016 года мы открываем с Вами первый на Камчатке коллективный офис для предпринимателей и фрилайнсеров – коворкинг центр в бывшем здании бракосочетаний. Это довольно удобное по транспортной доступности и местоположению место. В центре предусмотрены как индивидуальные рабочие места, так и общие зоны – переговорная комната, кухонное помещение. Уровень арендной платы, с учетом параметров, которые включены в ее стоимость, довольно низкий.

Надо расшить возможности использования коворкинг центра и включить его в систему опорных пунктов, составляющих систему «одного окна».

При наличии положительного эффекта предлагаю развить идею коворкинг центров до полноценного бизнес-центра или бизнес-инкубатора на территории городского округа.

Администрацию города прошу этот вопрос проработать и обсудить с бизнес сообществом.

В конце 2014 года в инвестиционном послании мною были даны поручения, связанные с организацией работы по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории городского округа.

Администрацией городского округа проведена работа по внедрению требований Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании, разработанного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

В городе внедрена часть основных требований: создан и работает Инвестиционный совет, разработан и утвержден инвестиционный паспорт городского округа, определен порядок сопровождения инвестиционных проектов в органах администрации городского округа, определен порядок предоставления бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, на информационном ресурсе в сети интернет размещена информация для инвесторов по инвестиционным площадкам, предлагаемым для реализации инвестиционных проектов, свободном имуществе и земельных участках, которые предлагаются в аренду для осуществления бизнес проектов, приняты изменения в административные регламенты, определяющие предоставление муниципальных услуг в сфере предоставления земельных участков и градостроительства.

За прошедший год на сопровождение, в том числе через службу «одного окна» Камчатского края в администрацию города поступило 6 проектов в сфере создания туристической инфраструктуры (туристический комплекс на сопке Петровской, этно-культурный центр на Култучном озере), утилизации отходов (мусороперерабатывающий завод на 40 тонн мусора в год, переработка битумсодержащих отходов), развития сельскохозяйственного рынка (строительство сельскохозяйственного рынка в районе Петропавловского молокозавода), производства строительных изделий из бетона, цемента и искусственного камня. Планируемая сумма частных инвестиций в указанные проекты к 2020 году может составить более 21 млрд рублей.

Взаимодействие с частными партнерами должно продолжаться и расширяться. Учитывая инфраструктурные проекты ТОР «Камчатка», перспективы развития северного морского пути, проект по строительству причальных стен для круизных лайнеров на территории морского порта, создания пропускного пункта через границу России в городском округе, а также интерес российских и зарубежных инвесторов, администрации городского округа необходимо усилить работу и подготовить конкретные продуманные предложения и проекты, которые могут быть интересны инвесторам в городе.

Большую роль в данном вопросе должны сыграть мероприятия по совершенствованию системы управления земельно-имущественным комплексом, находящимся в муниципальной собственности, с учетом возможностей использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Я уже отмечал, что администрацией внесены изменения в административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, так сокращены сроки выдачи градостроительных планов, разрешений на строительство и присвоения объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов до 10 рабочих дней. Срок выдачи ордера на производство земляных работ теперь составляет 20 календарных дней, а выдачи порубочного билета – 21 рабочий день вместо 35.

Но на практике усовершенствованные регламенты в части случаев не обеспечили уменьшение срока, например, выдачи градостроительных планов. По информации отдельных предпринимателей этот процесс составляет 3 и более месяцев.

Оставляет желать лучшего и решение вопроса с порубочным билетом. Мало сократить срок, надо пересмотреть восстановительную стоимость зеленых насаждений, которая на текущий момент составляет размеры в 5 и более раз превышающие стоимость порубочного билета в других муниципальных образованиях края.

Пополнение доходной части бюджета здесь конечно играет важную роль, но не должно проходить в ущерб бизнес и инвестиционным проектам, которые принесут больше поступлений в бюджет от заявленной в них деятельности.

Прошу Главу администрации городского округа обратить особое внимание на этот вопрос, а также провести все необходимые мероприятия по улучшению работы Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений, в том числе активизировать работу по решению проблемы с объектами незавершенного строительства, динамики строительства которых на сегодняшний день не наблюдается, но вид которых, особенно вдоль автомобильных дорог, значительно портит внешний облик города.

Также не решен вопрос с созданием на территории городского округа промышленного парка.

Помню рассматривались варианты создания как государственного, так и частного промышленного парка. Велась дискуссия с бизнесом и работа с Министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края. В итоге начать практическую реализацию этих проектов так и не удалось.

Здесь, конечно сыграли существенную роль и разногласия нормативных правовых актов, разработанных федеральными органами – Минпромторгом РФ и Минэкономразвития РФ, высокая стоимость тарифа на электроэнергию и отсутствие практического механизма его минимизации, значительная стоимость строительства инфраструктуры для указанных площадок.

Сейчас Правительство Камчатского края пригласило для проработки данного вопроса московскую компанию КPI, специализирующуюся на финансовом мониторинге процесса создания и функционирования промышленных парков.

Администрации городского округа необходимо принять самое деятельное участие в разработке данной компанией рекомендаций по возможности создания промышленного парка на территории города.

Сложно предлагать оптимальные условия для инвесторов, если муниципалитет не обладает информацией о земельных участках, возможностях их использования и перспективе их инфраструктурного обустройства для развития города.

Практически также сложно обстоит дело с имущественным комплексом. На федеральном и краевом уровне разработаны и внедрены механизмы концессии и государственно-частного партнерства. Губернатор Камчатского края поручил уполномоченному органу совместно с муниципалитетом проработать до марта 2016 года действующую региональную нормативную базу и обеспечить создание муниципальных правовых актов.

Но наличие нормативных правовых актов не даст положительных результатов без их практического применения.

Сегодня мы ежегодно заявляемся на реконструкцию, строительство или ремонт тех объектов муниципальной собственности, капитальные вложения в которые по действующему законодательству могут идти в рамках концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном партнерстве за счет привлечения частных инвестиций, а не бюджетных средств. Но эти механизмы в городе не работают.

Считаю, что органам администрации городского округа необходимо не только проработать правовую сторону данных механизмов, но и научится эффективно их применять в 2016 году.

Еще одно направление нашей совместной работы, на котором я хотел бы остановиться – развитие туризма.

Федеральное законодательство предусматривает возможность участия городских округов в этой сфере, как дополнительное полномочие, реализуемое за счет средств бюджета городского округа.

Но мы понимаем, что создание ТОР «Камчатка» и строительство причалов для приема круизных лайнеров явилось достаточно серьезным стимулом для развития данного направления и город не должен остаться в стороне от этих процессов.

Создание туристического кластера «Паратунка» значимо для развития туризма в Камчатском крае, но не должно являться единственным направлением стратегии развития туризма.

Сегодня посещение городского округа входит лишь в часть туристических маршрутов, которые приобретаются небольшой группой туристов, посещающих Камчатский край. Туроператоры и турагенты отмечают его непрезентабельность для посещений, отсутствие мест туристского показа и своей индивидуальной «изюминки».

Системная работа по развитию тризма в городе не ведется, и это необходимо менять, причем не отрывочно наобум, а системно с четким пониманием основных точек развития данного направления.

Надеюсь, что в 2016 году администрация городского округа не только продолжит работать с отдельными инвестиционными проектами в данной сфере, но и проработает концептуальную часть вопроса, предложит эффективные пути развития туристской инфраструктуры.

Буду внимательно следить за данной ситуацией и предлагаю объединить усилия.

Не хотелось бы, чтобы при наличии таких значительных предпосылок город остался вне распределения туристических потоков и значительной доходной базы, появление которой напрямую зависит от возможностей по организации приема как российских, так и иностранных туристов.

В завершение своего послания отмечу, что развитие бизнеса и привлечение инвестиций, являются основой стабильного развития общественных процессов на любой территории, это основа развития экономики, и мы должны совместно работать в данном направлении.

Хотелось бы увидеть более деятельное участие в судьбе развития города и самих предпринимателей.

Сегодня и Городская Дума, и я, и администрация города открыты для диалога с Вами. Любой вопрос в решении проблем с реализацией бизнес и инвестпроектов можно и нужно решать, но совместными усилиями.

Прошу администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа переориентировать свою деятельность на реальную поддержку предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе, а бизнес принять активное участие в становлении этих процессов.

Город Петропавловск-Камчатский – это город воинской славы с давней героической историей. В 2015 году нам исполнилось 275 лет.

Мы знаем, что все достойные свершения прошлого должны получать свое развитие в настоящем и будущем, поэтому потенциал у нашего города есть и его необходимо развивать.

Скажу слова, которые являются официальным слоганом нашего города: Петропавловск-Камчатский - город перемен.

Давайте менять представление о его возможностях вместе.

Спасибо за внимание!