Навигация по разделу
Навигация по сайту
Опрос
Прогноз погоды
|
ТЕСНАЯ СВЯЗКА ФРОНТА И ТЫЛА - ГЛАВНЫЙ ЗАЛОГ НАШЕЙ ПОБЕДЫ2 апреля 2010 18:41 | Просмотров: 1663
Ветерана Великой Отечественной войны, ветерана МВД, заместителя председателя Совета ветеранов ВОВ г. Петропавловска-Камчатского Леонида Ефимовича ЗАПРУДНЕВА я застал в рабочем кабине. Леонид Ефимович уже третий год работает в Совете и считает, что работа тяжела психологически. Ветераны особая категория людей, впрочем, как и все старики. Во-первых, возраст. Во-вторых, у многих куча проблем со здоровьем. Многие требуют к себе особого отношения.
- Моя работа сейчас связана с большим психологическим напряжением. Например, часто звонят ветераны, а среди них немало одиноких, которым просто хочется поговорить. Вот вчера пришла женщина, ей хочется поговорить, а тут еще люди сидят в очереди дожидаются. Тяжело очень тем, кто один остался. Но Совет всем старается помочь по мере сил. Сейчас вот еще и занимаюсь «обновлением» списка ветеранов. «Кроме того, я ставлю большие вопросы - где человек? Умер – понятно. Уехал – понятно, - продолжает Леонид Запруднев, - а вот есть старики, которые неизвестно куда делись. Порой звонишь, а на другом конце отвечают: да не жил здесь такой никогда. Как так не жил? Пять лет назад жил, а теперь нет? Ладно, может телефоном ошиблись. Но ведь такой случай не один. Куда делся ветеран? Вот составлю список тех людей, которые непонятно куда делись. Передам в милицию, пусть посмотрят. К нам уже приходил начальник участковых 3 отдела милиции. Участковые будут ходить по ветеранам, чтобы те были осторожны. Ведь их легко обмануть. И есть случаи мошенничества по отношению к ним».
Автор не удержался и задал вопрос о том, что существует некий «антагонизм» между окопниками, фронтовиками и другими ветеранами. Мол, там мы были под пулями, а вы в тылу.
Леонид Ефимович откровенно отвечает. - Я сталкивался с этим. У нас Батурина Нина Михайловна писала в газету «Ветеран», что мол, все время нас обижают. Приравняли нас удостоверениями. У всех написано – ветеран Великой Отечественной войны: что участник, что трудовой фронт, что блокадник, что узник концлагеря. Но даже сейчас участники войны, те, кто непосредственно принимал участие в боевых действиях, порой укоряют остальных ветеранов, да что вы там из себя представляете. Я всегда говорю в таких случаях, что Георгий Константинович Жуков сказал: «50 % в Победе - это заслуга трудового фронта». Как бы фронтовики воевали, если бы мы ничего не делали? А ведь в тылу все делали: танки, самолеты, все оружие, продовольствие, одежду, раненых лечили и в строй возвращали. Я вот недавно в школе два дня выступал перед учащимися и заставил их рассуждать: «Если вас не покормить день, два, три – то, наверное, вы не сможете учиться, и вам будет не до этого. То же самое и на фронте. Если солдата не кормить, как он сможет воевать. Или не дать ему винтовку?»
Даже давайте такой фактор брать. До сих пор идут споры, сколько погибло в войну советских людей. Максимальную цифру называют 28 миллионов. Из них 8 млн. участников погибло на полях сражений. Получается, что остальные 20 млн. погибших, в основном, мирные жители. То есть мирных гораздо больше погибло. Это и блокадники, и узники концлагерей, расстрелянные и повешенные. Фронтовики с винтовками были, с автоматами, а эти безоружные. Над ними издевались, как хотели. Поэтому роль тыла нельзя преуменьшать. И потом были колхозники, которые и танки даже оплачивали, самолеты строили на заработанные деньги.
- Ну да, вон и Вольф Мессинг на свои деньги самолет построил, - поддерживаю я беседу.
- Вот эта связь и сплоченность передовой с тылом и стала решающим фактором нашей Победы, - подытоживает тему ветеран ВОВ.
О СЕБЕ: «В ПОЛЕ Я С 7 ЛЕТ»
Леонид Запруднев родом из глухой сибирской деревни Демьяновка севера Красноярского края. Родился в 1931 году. И вспоминает, что уже с 7 лет активно работал в поле с родителями. Отец воевал против Колчака, устанавливал Советскую власть в Сибири. Имел образование 2 класса, что не помешало ему стать заведующим районо.
В 1937 году отца арестовали и увели в летней одежде в Бирилюс. Оттуда водили на допросы в Ачинск километров за 100. НКВД-шник на лошади, а отец пешком. Охранник шел в столовую, а продрогший Ефим Запруднев жался к лошади и грелся. Мать относила в тюрьму сухари, теплые вещи, но их не взяли. Два года отсидел отец Леонида в тюрьме города Свободный Амурской области и был реабилитирован.
Мать работала дояркой. С началом войны село опустело. Все мужчины ушли на фронт. 73-летний дед Леонида стал председателем колхоза. Все работали на Победу. Лёня летом пас телят, коров. Зимой с пацанами возили воду с речки в 300-литровом баке.
Когда начиналась уборка зерновых, сельские мальчишки днем возили снопы на молотилку, а ночью ехали скирдовать снопы. Потому как, если не успеть это сделать, и пойдут дожди, то пропадет все. Ужинали и ехали в поле. Порой мальчишки засыпали в тарантасе от усталости. Просыпаясь, не могли понять, где они оказались. А лошадь, как правило, привозила туда, где она днем паслась. Летом все дети босиком, откуда тогда была обувь? Кусали оводы, донимали мошка и комары. От них спасались дегтем. Намазывали лошадей и себя.
Потом когда Леонид уже подрос за ним, как и за остальными мальчишками закрепили две колхозные лошади. На них он возил дрова, сено с полей вывозил и делал другие работы, которых в любом колхозе валом. Работали не покладая рук день и ночь и все сдавали государству. «Все для фронта, все для Победы!» - под таким девизом жил весь Советский Союз.
Леонид Ефимович говорит, что ни смотря ни на что, русские женщины не теряли бодрости духа. На работу с песнями, с работы с песнями. Слезы были только тогда, когда получали похоронки.
Люди жили тяжеловато. Благо огороды были свои. Земли валом, бери хоть три гектара. Там сеяли в основном просо, ячмень, потому что пшеница не всегда успевала вызревать. «Я сам делал жернова чугунные. Такие деревянные ручки, крутишь и мелишь муку. – Вспоминает Леонид Ефимович. – Чуть поднимешь верхний круг жернова - крупа получается. А весной уже в еде было больше разнообразия. Пошла трава лебеда, медунки, молочники всякие».
Отец Леонида воевал на фронте и в 1942-м попал в окружение на Украине под Херсоном. Ефим Запруднев упал в болото лицом вверх и притворился мертвым. Немцы пробежали мимо. Но когда на его лицо прыгнула лягушка, солдат испугался ее больше, нежели немцев. Два года его прятала в подвале на окраине Херсона одна женщина. Потом пришли наши. Ефим выбрался из погреба, но его и еще троих солдат военно-полевой суд приговорил к расстрелу, как неблагонадежных. Вот они четверо приговоренных разделись и выкопали могилку. Но вмешался внезапно появившийся маршал Тимошенко. И приказал отправить всех в штрафную роту. Ефим Запруднев искупал кровью свою вину. В бою ему перебило руку. После того как в госпитале залечили, снова отправили на передовую, но уже в гвардейскую часть. Домой он вернулся в сентябре 45-го. И потом его сельчане дважды избирали председателем колхоза.
В 1949 году Леонид Запруднев закончил семь классов. В деревне Никифоровка работал заведующим клубом и избой читальней. В том же году в колхозы стали поступать первые тракторы, и Леонид стал учетчиком тракторной бригады. Нужно было обмерять поля, сколько каждый трактор вспахал, вести учет расхода горючего, запчастей и каждые 5 дней относить эти учеты за 75 км в райцентр. Это расстояние он проезжал на лошади примерно за 12 часов через тайгу. Были тяжелые переправы через реки и ручьи и лошадь несколько раз чуть не утонула. Потом над ним «смилостивились» и разрешили приносить отчеты через 10 дней.
31 марта 1951 года Запруднева призвали в армию. Поскольку в биографии значилось, что отец два года был на оккупированной территории ему «задробили» учебу на матроса и отправили служить в стройбат на военный завод. Вскоре Леонид закончил ускоренные курсы офицеров, получил младшего лейтенанта и стал командиром взвода. Получить офицерское звание стало возможным после того, как в особый отдел из райвоенкомата пришел ответ, что его отец полностью реабилитирован. В 1956 году Запруднев прибыл на Камчатку и служил в районе ул. Рябиковской, где была воинская часть стройбата. В 1957 году было большое хрущевское сокращение численности Вооруженных Сил, под которое попал и Леонид. Он решил попробовать себя в море. Пошел рыбачить на СТР. Капитаном был Алексей Николаевич Моисеев. Ловили камбалу. Все было хорошо, хороший капитан и экипаж. Одно не нравилось Леониду – сильное пьянство среди экипажа.
«Помню, пришли в Байково, так с судна еще не успели швартовы бросить, как члены экипажа уже сигали на пирс и вскоре волокли на борт ящики с водкой. Порой даже вахту некому было нести. – Вспоминает те времена Леонид Ефимович. – Я сам никогда не курил. И употреблял спиртное только по праздникам в меру. Сказал капитану, что я не могу здесь дальше работать». После чего Леонид Запруднев списался на берег и устроился в УВД, где прослужил до 1986 года и уволился в звании майора милиции. В каком подразделении УВД Леонид Ефимович служил, он не стал пояснять автору этой статьи, сказав, что форму им было запрещено носить.
В ходе нашей беседы с заместителем председателя городского Совета ветеранов Леонид Запруднев, можно сказать, сжато пояснил связку фронта и тыла. Фронтовики были на передовой, воевали, а задача тыла была бесперебойно снабжать передовую боеприпасами, оружием, продуктами и лечить раненых. И Победа нам досталась благодаря тесной связке фронта и тыла.
Игорь КРАВЧУК
На фото: Лейтенант Леонид Запруднев с женой Августиной, 1957 г. |
Поиск по сайту
Календарь
|