Фото дня ⁄ Хозяин Камчатки
Навигация по разделу
Навигация по сайту





Опрос
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Хозяин Камчатки


15 октября 2010 13:30 | Просмотров: 2198

Немногие старожилы помнят сейчас, что улица Ленинградская в  нашем городе изначально называлась Микояновской, равно как и крупнейший в свое время на Камчатке рыбозавод. И уж совсем мало кто припомнит, за какие такие заслуги имя Микояна было столь популярно на Камчатке. А жаль, ведь вклад Анастаса Ивановича в развитие полуострова и, особенно, Петропавловска огромен.

Что мы вообще знаем о А.И. Микояне? Государственный, политический и партийный деятель эпохи социализма. Особо интересующиеся историей припомнят его роль в решении Карибского кризиса и поговорку, ходившую про него: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».

«Ну а Камчатка-то здесь при чем?» - спросит нетерпеливый читатель. Предоставим слово самому Анастасу Ивановичу:

«С 1927 г. мне приходилось руководить — сначала в Наркомвнуторге, затем в Наркомснабе — всеми хозяйственными вопросами, а фактически всей жизнью Камчатки. Это было идеей Сталина.

Дело в том, что на Камчатке рыбная промышленность находилась главным образом в руках японцев.

С нашей стороны рыбными заготовками на Камчатке занимались частные лица. Государственные предприятия были слабыми, и их было мало. Таможенных границ фактически не было, и японцы привозили для своих рабочих товары беспошлинно. Проникали туда и американские товары. Вообще в хозяйственном отношении Камчатка лишь частично была в руках Советской власти, а надо было постепенно утверждать ее там повсеместно.

И вот Сталин, думая, что я могу справиться с этим делом, поручил мне руководство всеми делами Камчатки. Он предложил создать акционерное общество АКО (Акционерное Камчатское общество), которое бы руководило всей хозяйственной жизнью Камчатки. Причем Сталин предупредил, что АКО обязано выполнять не только операции торговых органов, но и все функции Советской власти. Ему подчинялись и здравоохранение, и просвещение, и промышленность, и добыча угля, и лесоразработки, и милиция, и нефтяная разведка, которую, учитывая нужды Камчатки в жидком топливе, по указанию Сталина АКО усиленно проводило. АКО имело в Москве постоянное представительство, обладающее большими полномочиями, и я часто принимал постпреда АКО, так что был все время в курсе его деятельности».

В соответствии с Уставом от 11 июня 1927 г., утвержденным 21 июля, разрешалось эксплуатировать рыбные, пушные, гор­ные и другие природные богатства, организовывать зверобойные промыслы, содержать собственный морской флот. Основной капитал Акционерного Камчатского общества определялся в 11 миллионов рублей и разделялся на 440 акций по 25 тысяч рублей каждая. Акционерами могли быть только государственные учреждения и предприятия.

И уже в 1928 году появляются первые транспортные и краболовные суда флотилии АКО и начинается строительство АКОграда. Первые домики, в том числе и двухэтажное здание правле­ния АКО, появились на берегу Култушного озера у подножия Мишенной сопки - рубленые дома, каркасно-засыпные палатки, сборные круглые шитовые юрты. Первая улица АКОграда была названа в честь наркома пишевой промышленности Микояновской (ныне Ленинградская).


Хозяин Камчатки

А в Москве создается Комитет по делам Камчатки и Сахалина во главе с А.И. Микояном. Создание этого комитета выводило Камчатку и АКО из-под власти министерств и ведомств, ограждало от их  произвола, позволяло игнорировать общедерективные постановления и указания, не учитывающие местных условий.

Последствия этого не замедлили сказаться.

Если до организации АКО порт Петропавловска-Камчатского посещали главным образом иностранные суда, то через семь лет из 113 пришедших судов 85 были советскими. К середине 1930-х годов флот значительно увеличился, и в 1936 году он стал называться "АКОфлот". Все это не могло не отразиться на развитии города. Стали улучшаться и культурно-бытовые условия горожан.

В 1927 году началось строительство электростанции для нужд города. На ней был установлен двигатель "Фербенкс Морзе" мощностью 50 киловатт, которой хватало на 2000 лампочек.

В 1929-1930 годах Камчатку посетила первая московская киноэкспедиция. В книге А. Литвинова и М. Поляновского "Прыжок через столетия" говорится: "Мы видели, как благоустраивается камчатская столица. Ленинская улица обрастает хорошим шоссе, засыпанным галькой, плотно утрамбованным и вымощенным камнем. На других улицах строятся тротуары".

В 1932 году открылось первое научное учреждение - научная станция морского рыбного хозяйства и океанографии, преобразованная впоследствии в Камчатское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Сейчас это научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО).

В 1933 году порт Петропавловск-Камчатский был передан в АКО. С этого времени началась история морского рыбного порта. С момента своего зарождения он имел погрузочно-разгрузочный цех, транспортно-складское хозяйство, мехмастерскую, столярку. Транспорт порта насчитывал 24 рабочих лошади и четыре автомобиля. Портовый флот состоял из пяти маломощных катеров.

21 апреля 1933 года было принято решение о создании Камчатского драматического театра.

В 1933 году пилот Демченко на самолете "Савойя-55" совершил из Владивостока первый рейс на Камчатку, который длился четверо суток. Посадочной полосой послужила водная гладь Култучного озера.

В 1934 году образовалось управление гидрометеослужбы, а в 1936 году - бюро погоды.

В 1934 году началось строительство одного из крупнейших предприятий Камчатки - судоремонтной верфи. 11 апреля 1935 года в помещении бывшей церкви был открыт первый кинотеатр с красивым названием "Полярная звезда".

В 1936 году открылось медицинское училище. В следующем году облздравотдел организовал в Петропавловске-Камчатском самостоятельную "Скорую помощь", которая была укомплектована пятью врачами и двумя медсестрами.

В июне 1937 года на Никольской сопке открылся парк культуры и отдыха. Директором его был Г. Н. Гловатский. Парк стал любимым местом отдыха горожан, в нем проводились многие праздники, а Никольскую сопку стали называть сопкой Любви.

В те же годы началось строительство жестянобаночной фабрики, которая вступила в строй в 1939 году.

В первой половине 1937 года были организованы авиационные полеты из Петропавловска-Камчатского в Усть-Большерецк, Мильково, Усть-Камчатск и Соболево.

Летом 1937 года закончилось проектирование застройки улиц Советской и Партизанской домами в два и три этажа и решился вопрос о том, чтобы сделать проезжими улицы Ленинскую, Советскую и Партизанскую.

В 1940 году в городе насчитывалось уже 36 предприятий. Самыми крупными из них были СРВ, ЖБФ, механические мастерские. Кроме них, имелись лесопилки, цеха по производству кирпича.

Промышленные предприятия и другие объекты, построенные в предвоенные годы, способствовали подъему экономики и культуры не только города, но и всего полуострова. Петропавловск-Камчатский из административного центра Камчатки вырос в центр индустриальный.

В 1939 г. Камчатка выходит на миллион центнеров добытой и переработанной рыбы и из разряда дотационных регионов переходит – небывалое дело! – в самоокупаемые.

В чем секрет такого успеха?

«Недавние дореволюционные «минусы» японского присутствия на Камчатке обернулись «плюсами» конкуренции двух противоположных социально-экономических систем. И со­циалистическая система, как формация нового порядка, вобрав в себя опыт японских рыбопромышленников, смогла здесь, на Камчатке, произвести переворот в экономике и дать на мировой рынок продукцию из камчатского лосося, гораздо лучшего ка­чества, чем японцы.

То есть региональная программа экономическо­го развития Камчатки была в то же время и национальной программой развития экономики всей страны. Камчатка не только конкурировала с мощнейшим экономическим противни­ком - японским рыбопромысловым капиталом, - но и давала стране столь необходимую в годы индустриализации валюту. Для того, чтобы ее получить, и было необходимо отвоевать у японцев мировой рынок» (С. Вахрин)

И вот ради этой цели советские и партийные функционеры терпели деятельность АКО, бывшее для них ,поистине, «бельмом на глазу». Ведь это акционерное (о ужас!) общество применяло совсем не социалистические формы хозяйствования, главным для АКО была рентабельность, отсюда и приоритет товарно-денежных отношений.

Но вот А.И. Микояна это нисколько не шокировало, более того, и возможными такие формы стали-то с его легкой руки. Микояна всегда направляли туда, где требовались ум и организаторские способности, деловая хватка и высокий профессионализм. Он был великолепным, непревзойденным организатором-хозяйственником. Недаром, оценивая организаторские способности Микояна, один из современных американских специалистов, профессор Чикагского университета М. Эллман назвал его великолепным "технологом", "универсальным солдатом аппарата", которого партия использовала как "незаменимого менеджера, перекидывая с одного фронта на другой". Он был "лучшим кризисным управляющим Кремля" и практически незаменимым - и это во времена, когда людей считали легко заменяемыми "винтиками".
В 1945 г., после победы над Японией, АКО прекратило свое существование, Комитет по делам Камчатки и Сахалина был расформирован.

«И стало на Камчатке, как везде. Под Москвой и Рязанью, Иркутском  и  Вологдой...

На смену хозрасчету, так необходимому в условиях жесткой конкуренции за выход на мировые стандарты, пришли новые, принятые уже по всей стране, методы управления экономичес­ким развитием - так называемые командно-административные методы или методы волевого планирования и насильственного выполнения и перевыполнения нереального (как правило, завы­шенного) плана.

В течение десяти лет после реорганизации АКО рыбная промышленность Камчатки была... убыточной. Для того, чтобы хоть как-то поправить положение, пошли на закрытие мелких предприятий и хозяйств. С 1954 по 1957 год перестали сущес­твовать 7 моторно-рыболовных станций, 23 рыбокомбината, 25 рыбоконсервных заводов, 18 холодильников, 36 рыбоперера­батывающих баз и, естественно, поселков при них». (С. Вахрин)

А.И. Микоян – продукт своей эпохи. Он не только наладил выпуск советской колбасы (кстати, тот первый колбасный завод до сих пор называется Микояновским) и мороженого, выпуск бытовых советских холодильников, руководил поставками по ленд-лизу, но и расстрельные списки на работников своих ведомств Сталину подавал, и инициатором продажи лучших картин Эрмитажа за рубеж. Все это было.

Но, хотелось бы, чтобы камчадалы помнили и все то хорошее, что сделал А.И. Микоян для развития Камчатки, а петропавловцы не забывали, что улица Ленинградская когда-то была Микояновской.

                                                                                  Алёхина  Галина Владимировна,

заведующая отделом по массовой работе с читателями

Центральной городской библиотеки им. Федорова-Омулевского