Правительство готовит реформу системы госзакупок. Накануне свою позицию по поводу реформы в этой сфере озвучил Минфин. Как заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко, введение федеральной контрактной системы (ФКС), на котором настаивает Минэкономразвития, не должно сопровождаться отменой действующего 94-го
В апреле на рассмотрение правительства будут представлены варианты реформирования отечественной системы госзакупок. Свои предложения по этому поводу уже сформулировали Федеральная антимонопольная служба (поправки уже представлены в правительство) и Минэкономразвития. В них много общих позиций. К примеру, оба ведомства настаивают на том, что госструктуры, прежде чем тратить бюджетные средства, должны сначала планировать свои покупки, публично защищать «wish-листы», объясняя, зачем и по какой стоимости они хотят приобрести тот или иной товар, и только после этого получать деньги.
И ФАС, и МЭР придерживаются единого мнения, что нужно разработать стандартные требования к продукции, лишить чиновников возможности приобретать золотые кровати и дорогие иномарки. Сходятся они и в том, что все этапы госзакупок должны быть максимально прозрачными, то есть государство обязано контролировать не только процедуру размещения заказа, но и результаты исполнения контрактов.
Однако есть несколько пунктов, по которым точки зрения ФАС и МЭР отличаются.
Антимонопольная служба, признавая недостатки 94-го закона, предлагает ограничиться его корректировкой, напоминая, что он уже позволил государству сэкономить больше 1 трлн руб.
- Существует миф, что достигнутая экономия - это просто завышение начальной цены контракта, - говорит начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев. - Действительно, часто цена завышена. Но если бы не нормы 94-го закона, если бы не было конкуренции между заказчиками, товары и услуги так и покупались бы по завышенной цене, а бюджет терял бы огромные деньги.
В Минэкономразвития считают, что корректировка 94-го закона - не панацея. Нужно полностью менять систему госзакупок.
В числе принципиальных нововведений, предлагаемых МЭР, - возможность применять разные процедуры и методы закупок с учетом особенностей рынков. Это означает, что заказчик получит гораздо больше свободы, чем сейчас. Кстати, ему также предлагается разрешить при необходимости в одностороннем порядке расторгать контракт с поставщиком. Одновременно ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает повысить ответственность заказчика за принимаемые решения и конечный результат. Но именно это и не нравится ФАС. Антимонопольщики считают, что свобода приведет к всплеску коррупции и новым злоупотреблениям.
Точку в этом споре предстоит поставить правительству. Обсуждение предложенных вариантов реформы у премьера намечено на 24 марта. А утверждение поправок, по мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, может произойти не раньше мая. Однако один из заинтересованных участников процесса - Минфин свою позицию уже озвучил:
- Не нужно, разрабатывая концепцию закона о федеральной контрактной системе, убивать то, что создано, - отменять 94-й закон, - заявила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко на заседании координационного совета по госзаказу, созданного при ФАС.
Она не исключила, что в России может быть принят закон о федеральной контрактной системе, на введении которой настаивает Минэкономразвития. Однако ФКС, по ее словам, должна регулировать более широкий спектр вопросов, а не только госзаказ.
Источник: Известия
http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_31898.html