За нарушения известного ФЗ-94 предприятие может попасть в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Для чего нужен реестр и каких изменений ждать потенциальным участникам торгов в ближайшем будущем, корреспонденту"РГ" рассказала заместитель руководителя УФАС по Свердловской области Марина Пушкарева.
Российская газета: Нередко появляется информация, что то или иное предприятие внесено в реестр недобросовестных поставщиков. За какие прегрешения они туда попадают?
Марина Пушкарева: За нарушения 94-го Федерального закона "О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд", 19-я статья которого как раз и регламентирует включение недобросовестных поставщиков в особый реестр, который ведет антимонопольная служба. Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, заказчик должен сообщить об этом в ФАС . Мы проведем проверку, и если факт подтвердится, фирма попадет в реестр. Еще один повод для включения фирмы в РНП - существенное нарушение ею условий контракта. В таком случае заказчик через суд расторгает контракт и после вступления решения в законную силу обращается опять же в УФАС.
РГ: На какой срок предприятие попадает в реестр и чем это для него чревато? И может ли оно впоследствии как-то реабилитироваться?
Пушкарева: В РНП организация находится два года. В течение этого времени она не имеет права участвовать в торгах. Основанием для исключения из реестра может быть только истечение этого срока.
РГ: Сколько лет существует этот "черный список" поставщиков?
Пушкарева: 94-й закон был принят в 2005 году, а реестр создан несколько позже, после того как были приняты постановление правительства РФ о порядке его ведения и приказ ФАС России. Фактически первая запись в РНП появилась в сентябре 2006 года.
РГ: С тех пор недобросовестных поставщиков стало меньше или, наоборот, их количество возросло? Появление реестра повлияло на их сознательность?
Пушкарева: Поначалу бизнес отнесся к этому нововведению скептически, поставщики не понимали, чем грозит внесение их компании в РНП. Но когда на сайт, где размещен этот реестр, начали заглядывать их коммерческие партнеры, предприниматели призадумались. И теперь заботящиеся о своей репутации бизнесмены стараются в РНП не попадать.
РГ: Челябинское УФАС внесло в реестр 63 записи о недобросовестных поставщиках, УФАС Ханты-Мансийского автономного округа - 126 записей, а Свердловское - 222. С чем связан такой большой разрыв? На Среднем Урале больше недобросовестных предпринимателей?
Пушкарева: В большей степени это зависит от количества контрактов. В Свердловской области размещается гораздо больше государственных и муниципальных заказов, чем в той же Челябинской или в ХМАО. Поэтому не стоит таким образом оценивать добросовестность местного бизнеса.
РГ: В Интернете множество сайтов, на которых публикуются советы тем, кто планирует участвовать в госзакупках. И часто пишут: вступать в коммерческие отношения с государством, особенно мелким предпринимателям, не стоит, потому что процедура заключения гос¬контракта слишком сложна, а условия - кабальные.
Пушкарева: Да, бывает, в РНП попадают поставщики, просто не знающие законодательства. Многие из них вообще не знакомы с системой размещения заказов, в их команде зачастую нет юристов. Порой они считают, что при заключении госконтрактов действуют общие нормы Гражданского кодекса, а значит, они имеют право подписать протокол разногласий, предложить свои объемы поставок. Но это не так. Статья 9 закона "О размещении заказов..." содержит более узкие требования, их нужно знать.
РГ: Но ведь у предпринимателя могут возникнуть и непредвиденные трудности: оборудование внезапно сломалось или работник случайно ошибся в заполнении документов. Но при этом наказание неотвратимо - на два года в реестр. Вам не кажется это несправедливым?
Пушкарева: Нет. Потому что предпринимательская деятельность всегда связана с риском. Если ты не удосужился прочесть закон о госзакупках, то нечего в них участвовать, ведь незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Если ты не уверен в своих силах, этого тоже делать не стоит. Прежде чем предпринимать какие-то шаги, нужно досконально изу¬чить то направление, по которому хочешь шагать.
РГ: Может быть, назрела необходимость внести какие-то изменения в правила ведения ре¬естра? Например, позволить тем, кто совершил нарушения не¬умышленно или впоследствии доказал свою добросовестность, досрочно покидать "черный список"?
Пушкарева: А кто и каким образом вынесет вердикт, намеренно нарушила фирма существующие правила или нет? Даже суд не сможет определить, с умыслом были нарушены условия контракта или по ошибке. А результат таких действий в любом случае - убытки бюджета.
Да, изменения в правила ведения реестра вносить нужно, но другие. В марте на сайте ФАС была опубликована концепция проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа".
В перспективе планируется ужесточить несколько требований по ведению реестра недобросовестных поставщиков. Нужно, чтобы наказание все-таки было значимым. Сейчас бывает так, что учредители и директора попавших в реестр организаций создают новую фирму или, еще проще, меняют ИНН и без всяких ограничений вновь участвуют в госзакупках. Поэтому Федеральная антимонопольная служба предлагает добавить в реестр сведения об учредителях и руководителе. Таким образом будет ограничено право всех юридических лиц, которыми управляет человек, однажды оказавшийся в числе нарушителей закона, на участие в торгах.
Источник: РГ
http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_32063.html