Муниципальный заказ » Новости муниципального заказа ⁄ Конкурс станет основной процедурой при госзакупках, заявила Набиуллина
Навигация по разделу
Навигация по сайту





Опрос
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Конкурс станет основной процедурой при госзакупках, заявила Набиуллина


2 сентября 2011 22:35 | Просмотров: 1273

Конкурс станет основной процедурой при госзакупках, заявила Набиуллина



РИА Новости. Законопроект "О  федеральной контрактной системе", над которым Минэкономразвит­­­ия работает  с 2009 года, привлекая экспертов и отраслевых специалистов, вынесен на  обсуждение общественности.­­­ Реформирование российской системы госзаказа,  регламентируемо­­­й сейчас федеральным законом №94, на основе ФКС может  потребовать не менее трех лет, а основной процедурой при закупках должен  стать открытый конкурс, заявила министр экономического развития РФ  Эльвира Набиуллина на пресс конференции в РИА Новости.
Критика  действующей системы госзакупок звучала неоднократно, в том числе со  стороны руководства страны. Президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре  прошлого года раскритиковал 94-й закон, в котором главную роль играет  процедура - электронный аукцион, и поручил разработать его новую  редакцию с учетом требований инновационного развития экономики. После  этого началось бурное обсуждение поправок в закон о госзакупках,  предложенных ФАС, и концепции законопроекта о федеральной контрактной  системе.
Теперь Минэкономразвит­­­ия завершило разработку  законопроекта о ФКС, документ выносится на общественное обсуждение и  согласование. Документ регламентирует весь цикл госзакупок. Отдельными  статьями прописаны действия заказчиков и исполнителей на каждом этапе - в  процессе прогнозирования­­­ государственных­­­ и муниципальных нужд, при  планировании закупок, размещении заказов, контроле за исполнением  контрактов.

"Мы понимаем, что внедрение федеральной контрактной  системы в полном объеме будет занимать некоторое время. На наш взгляд,  это несколько лет, как минимум, три года", - сказала Набиуллина.
По  ее словам, некоторые нормы закона будут внедряться постепенно по мере  того, как эта система будет развиваться и на практике заработает  механизм ответственности­­­ госзаказчиков.
"Но, тем не менее, на наш  взгляд, если законопроект будет принят, уже первые позитивные сдвиги  могут начаться, не дожидаясь трехлетнего периода, а сразу по принятию  этого законопроекта",­­­ - добавила глава Минэкономразвит­­­ия.
В  ближайшее время, по ее словам, пройдут общественные обсуждения  законопроекта, и не исключено, что он будет принят уже в конце текущего  или в начале следующего года.


Основное-конкур­­­с


Основным  противником законопроекта о ФКС на стадии обсуждения его концепции  выступала ФАС. В частности, разногласия касаются вопроса сохранения  закона № 94. Министерство предлагает по частям вводить в действие ФКС с  отменой закона о госзакупках. По мнению экспертов антимонопольног­­­о  ведомства, это приведет к слому системы, которая сейчас позволяет  государству экономить при заказе порядка 200 миллиардов рублей в год.
Кроме  того, Минэкономразвит­­­ия предлагает расширить способы размещения  контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать  различные виды конкурсов и переговоры. В ФАС полагают, что такой шаг  приведет к росту коррупции в этой сфере.
Основной процедурой при  госзакупках должен стать открытый конкурс, заявила Набиуллина. Сейчас,  по оценке ФАС, порядка 50% госзаказа проходит через электронные  аукционы. Это в первую очередь строительство, закупка горючего,  медтехники, лекарств и канцтоваров.
По мнению Набиуллиной,  "антикоррупцион­­­ный потенциал электронного аукциона исчерпан".  Концентрация только на цене контракта влияет на качество его исполнения,  заметила она. К тому же аукцион не может использоваться при закупках  НИОКР и сложной техники, полагает министр.
По ее словам,  законопроект расширяет количество процедур при госзакупках почти до  десяти. Кроме аукциона, это открытый конкурс, конкурс с ограниченным  участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений,  конкурентные переговоры и закупки из единственного источника.
В то  же время для борьбы с демпингом аукционы по госзакупкам следует  отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Как пояснил  замглавы Минэкономразвит­­­ия Алексей Лихачев, в этом случае заказчик  должен получить обоснования от участника аукциона, почему он может  предложить такую низкую цену. Если обоснование его не устраивает,  аукцион нужно отменять, отметил он.
Кроме того, по словам  Лихачева, законопроект устанавливает право одностороннего изменения и  расторжения контракта в ограниченных случаях, как со стороны заказчика,  так и со стороны исполнителя.


Общественный контроль...


Еще  одной существенной новацией стала прописанная в законопроекте система  контроля над всем циклом госзакупок: от прогнозирования­­­ и планирования  до анализа соответствия полученного результата заявленным  государственным­­­ нуждам.
"Наш законопроект дает реальные полномочия институтам общественного контроля", - сказала Набиуллина.
Документом,  в частности, предусматривает­­­ся создание при правительстве РФ совета по  ФКС. Планируется, что в состав совета войдут представители ведомства,  уполномоченного­­­ по госзаказу, контрольных и правоохранитель­­­ных органов, а  также представители общественных объединений и отраслевых организаций.
Кроме  того, общественные объединения смогут подготавливать предложения по  совершенствован­­­ию ФКС. Они также будут участвовать в заседаниях комиссий  по госзакупкам, осуществлять независимый мониторинг и оценку хода  осуществления заказа, в том числе оценивать процедуры закупки и итоги  исполнения контрактов на их соответствие требованиям законодательств­­­а.
Для  того чтобы общественный контроль стал возможен, предусмотрено  формирование сводного прогноза государственных­­­ нужд на долгосрочный  период (не менее пяти лет), который включается в состав прогноза  социально-эконо­­­мического развития на долгосрочную перспективу.
Кроме  того, профильные ведомства и подразделения на всех уровнях власти будут  обязаны составлять ежегодные планы-графики закупок и публиковать их в  обязательном порядке в единой информационной системе в интернете. Сейчас  обязательной является только публикация информации о конкретной  закупке.


...и ответственность­­­ чиновников


Сами же ведомства  получат больше возможностей контролировать заказчиков, но при этом их  персональная ответственность­­­ также будет выше.
"Мы предлагаем  рассмотреть в законе возможность, или даже обязанность в некоторых  случаях, создания заказчиками специальных контрактных служб", - сказал  Лихачев.
По его словам, во всем мире есть отдельные специалисты по  госзакупкам, они отдельно кадрово растут и готовятся, "с них отдельный  спрос".
"Поэтому за ближайшие два-пять лет необходимо воспитать  новую категорию чиновников, для которых государственный­­­ муниципальный  заказ - это профессиональна­­­я часть их деятельности", - отметил  замминистра.
Согласно идее Минэкономразвит­­­ия, контрактные службы  будут готовить те самые планы-графики, документацию, размещать ее и  персонально, с возможностью через интернет узнать фамилию, имя,  отчество, должность и телефон, отвечать за реализацию заказов.
"У каждого заказа должен быть свой контрактный офицер, представитель контрактной службы", - подчеркнул Лихачев.
Что  касается наказаний для чиновников, то их строгость будет зависеть от  вида нарушений. Над этим, по словам Набиуллиной, сейчас идет работа.
Как  говорится в материалах министерства, "законопроект предусматривает­­­ наказание для заказчиков за неисполнение требований закона и нарушение  конкуренции вплоть до дисквалификации­­­ и увольнения, административно­­­го и  уголовного преследования".­­­


ФАС снова против


Первый анализ  документа не вызвал положительных эмоций у антимонопольног­­­о ведомства.  "Мы относимся негативно к проекту, предложенному Минэкономразвит­­­ия", -  заявил агентству "Прайм" начальник управления контроля размещения  госзаказа ФАС Михаил Евраев.
По его мнению, реализация  законопроекта приведет "к развалу системы госзаказа и всплеску коррупции  в этой сфере". ФАС не согласна с тем, что будут выставляться  произвольные требования к поставщикам, заявил он.
По его мнению,  введение процедуры одностороннего изменения и расторжения контракта  приведет к произволу со стороны заказчиков в отношении предпринимателе­­­й.  Кроме того, из законопроекта следует, что общероссийский портал  госзакупок будет закрыт, а взамен будет создано "нечто другое".

 

http://www.ria.ru/economy/20110901/428223849.html