Лента новостей » Знаменательные события » 65-летие Победы ⁄ Великой Победе посвящается...
Навигация по разделу
Навигация по сайту





Опрос
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Великой Победе посвящается...


5 марта 2010 10:06 | Просмотров: 1337

Валентина Виноградова: «Главное - найти в себе силы пережить самое тяжёлое для того, чтобы радоваться дальнейшей жизни»...

 

22 февраля ветеран Великой Отечественной войны Валентина Павлиновна Виноградова отпраздновала 86-ую годовщину своего дня рождения. «Мы весело провели его с девчонками, - рассказывает она. - Была моя дочь, несколько старых знакомых». В свои годы ветеран войны  чувствует себя весело и бодро. «Конечно, на здоровье ни жаловаться я не могу, зато всё остальное, слава Богу, хорошо».

Валентина Павлиновна с удовольствием откликнулась на наше предложение стать героем одной из цикла статей, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны. «Всё уже рассказано. Много и подробно. Но интерес молодых поколений очень приятен нам. Конечно, я поделюсь своими воспоминаниями», - сказала она.

Родилась Валентина в небольшом селе под Выборгом, там прошло её детство, там же началась юность, там же семнадцатилетняя Валя встретила войну. «Я очень хорошо помню этот день. Было воскресенье. Мы с девчонками на танцы собрались. Недалеко от нашего посёлочка находилась станция, откуда мы должны были ехать. А тут к нам подошёл мужчина и говорит: «Война началась. Германия объявила нам войну». Мы, конечно, жутко перепугались. Ни о каких танцах даже и не думали уже. Сразу домой с этой вестью поехали».

В то, что война началась, пришлось поверить сразу, не было у Вали Маховой и её односельчан времени сомневаться. В первые же дни выдали военную форму. И мужчинам, и женщинам дали мужскую одежду: кирзовые сапоги, брюки-галифе, шинели. «Поначалу неудобно было в мужском: застёжка не такая, в плечах широко слишком. Но как только в посёлок стали поступать раненые, все эти проблемы забылись». Всё сильнее чувствовали жители меленького посёлка под Выборгом дыхание войны. На лошадях, на машинах везли раненых, селили их в домах жителей села, а хозяев переселяли в другие места. 

Первые месяцы войны наша героиня ухаживала за ранеными. «Я, да и почти все мои сверстницы должны были их кормить, поить, одевать, помогать во всём этим людям», - вспоминает она.

В 1942 году Валентину Павлиновну перевели в другую часть. Попала она в Ленинград. Долго ничего не знала девушка о своей семье, односельчанах. Но однажды случайно встретила в Ленинграде парня с родного села. «Он был младше меня, его ещё не призывали. От него я и узнала, что всех наших привезли в Ленинград в школу №106». Конечно, эта новость заставила биться сердце нашей героини сильнее: «Каково это - знать, что твои близкие, родные люди рядом, но ты не можешь увидеться с ними?». Долгое время не могла Валентина  попасть в ту самую школу №106: автобусы туда не ходили, да и не отпускали командиры. А когда сумела приехать, застать смогла не всех членов своей семьи. «Когда я нашла их, мой младший братишка уже умер. Мама говорила, что Гена спрашивал про меня перед смертью: «Почему Валя не пришла?». Умер он, а потом пошло... Через несколько дней папа, потом сестренка, потом мама, второй братишка... Нас было четверо в семье: две девчонки, два парнишки. Я самая старшая была. Я одна осталась».

Работать на войне приходилось с утра до ночи. Было тяжело, не хватало продуктов, но, несмотря ни на что, часть, в которой служила Валентина Павлиновна, была как одна семья: все помогали друг другу, ухаживали друг за другом. «Мы жили все в землянках. У нас была большая землянка - на шесть человек. Высота - как табуретка. Забьемся туда и прижмёмся друг к другу. Хорошо, что у всех было свое одеяло - каждому выдавали. Подъём был в шесть утра, ложились в одиннадцать. Как только замечен самолёт, гудит тревога. Кто в чём был, в том и выбегал».

С немцем встречаться Валентине не приходилось: «Ни один не пробился в Ленинград», - не без гордости говорит она. Но сколько она сбила самолётов с дальнобойной пушки, на которой работала, не знает. «Этого никто не знает. Нам об этом никто никогда не говорил».

Радоваться жизни Валентина и её сослуживцы умели и на войне. «Постоянно подшучивали над часовыми, - вспоминает ветеран. - Человек стоит, ему из темноты кричат: «Часовой, часовой, проверка». Или бывало, ходишь между складами, а за угол не заворачиваешь, страшно. А вдруг там кто-то есть? Или стоишь на посту, склад охраняешь. И вдруг слышишь чьи-то шаги. Так страшно сразу становится. А вдруг немец? А оттуда: «Часовой, часовой, проверка бдительности». Под конец войны. Когда я стала старшиной, подчинённые подшучивали, кричат: «Товарищ старшина, товарищ старшина! Тут такое случилось!» Я бегу, думаю, что ж там приключилось, что так зовут. Прибегаю, а они мне: «Да ничего не случилось. Больно хорошо бегаешь». Всё дружно как-то было. Когда люди долгое время работают, они сплачиваются, привыкают друг к другу. Многое мы делали со смехом, землянки вот копали смеясь».

Случались и маленькие праздники во время войны. 22 февраля, в день рождения Валентины Павлиновны, её всегда ставили на дежурство в кухню.  Тогда это было традицией. А 23-го офицеры отмечали свой праздник. «Скромно очень отмечали, но и меня на кухне чем-нибудь да угощали. Когда дежурство заканчивалось, все девчонки ко мне слетались на что-нибудь вкусненькое», - вспоминает ветеран войны. - А вообще, с питанием было очень тяжело, ели мы плохо. На сутки давали кусочек хлеба и сухарь. А ребятам, которые были очень крупные,  получали по две порции по приказу врача, иначе они бы не выжили. Иногда ели перемолотый горох, лапшу.  Сахара выдавали 200 граммов на неделю. Мы умудрялись обменивать этот сахар на лук. Почему-то очень хотелось лука. Помню, лакомством была и банка сайры, которую выдавали под Новый год. Одну банку на четверых.

Те, кто жил в Ленинграде, им ещё полегче было. Всё-таки дом, какие-то вещи рядом, самое необходимое есть. А тех, кого привезли и расселили по школам, у них вообще ничего не было. Конечно, очень трудно было, еле вынесли этот ад».

Война забрала у Валентины самых дорогих, самых близких людей. Но именно на войне она повстречала человека, с которым прожила большую часть своей жизни в любви и согласии. «К концу войны, где-то в феврале 1945 года, у нас один офицер появился, - рассказывает Валентина Павлиновна. -  Мы как-то за ним маленько ухаживали: воротничок подшить, например. Вот я как-то взяла иголку, побежала в  офицерскую землянку за нитками. Вбегаю, а там сидит... Другой офицер, красивый такой, кудри из-под фуражки выглядывают. Я взяла нитки, хоть и неудобно было при чужом человеке в офицерской землянке брать что-то. Прихожу к девчонкам, говорю: «К нам новый офицер приехал. Кудрявый». А девчонки шутят: «Надо ему понравиться, завлечь его». А этот офицер был переведен в нашу часть. Иногда в нашу землянку зайдёт, дисциплину проверяет. А девчонки мне и говорят: «Валь, да он на тебя глядит». Я говорю: «Как на меня?». Не верила им, думала, они дурачатся.  А под конец войны, смотрю,  он за мной ухаживать стал. Говорит: «Давай поженимся». А я ему: «Ты что? Война ещё не закончилась». Он мне: «Когда война кончится, тебя не поймаешь, удерешь». Я: «Куда я удеру, никуда не удеру».

Тогда до победы оставалось совсем чуть-чуть. Многие чувствовали её приближение, замечали, что уже вражеские самолёты не так часто летают, стало меньше работы, легче. «Я помню, в День Победы нас послали на какую-то реку дрова грузить на баржу.  Грузишь, а внутри такая радость, так на душе хорошо. Праздновали Победу организовано. Мы в офицерской землянке, самой большой, устроили танцы. Все кровати вытащили оттуда на улицу».

Практически сразу после окончания войны Валентина вышла замуж. С мужем прожила она 55 лет. Так как муж служил, пришлось кочевать по разным городам. Потом приехали на Камчатку, он демобилизовался. «Мы решили остаться здесь, в Петропавловске-Камчатском, хороший город. Да и в других городах у нас никого не было: все на войне погибли. А вообще, знаете, не смотря на то, что мне пришлось пройти войну, я не обижена жизнью. Всё было: и хорошее, и плохое. Главное - найти в себе силы пережить самое тяжёлое, для того, чтобы радоваться жизни».

Ольга Маринкина

 



Великой Победе посвящается...

 

 

Великой Победе посвящается...