Лента новостей » Знаменательные события » 65-летие Победы ⁄ Василий Максин: «Я родился в рубашке!»
Навигация по разделу
Навигация по сайту





Опрос
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Василий Максин: «Я родился в рубашке!»


12 марта 2010 14:54 | Просмотров: 1516

«Здравствуйте, Василий Игнатьевич. Можно ли с вами встретиться для интервью?» - спрашиваю я по телефону участника Великой Отечественной войны. «Я свободен во вторник, - отвечает ветеран. - В другие дни, боюсь, что не смогу». Договорились во вторник.

В квартире Василия Максина слышен голос радио, который раздаётся из кухни. В прихожей на тумбочке лежит свежая пресса. Сразу видно, что всё происходящее в мире интересует этого человека. «А как же по-другому? - комментирует мои наблюдения ветеран. - Я всё время в народе. Мне нужно быть в курсе всего. Я же выступаю на предприятиях и в школах, выступаю у пограничников и в воинских частях».

Неудивительно, что этого человека встречают во многих учреждениях нашего города с особым интересом. Он прошёл четыре фронта, имеет множество боевых орденов и медалей, трудовые награды за работу на Петропавловском рыбокомбинате. Ему есть, что рассказать о своём прошлом. И даже сейчас Василий Игнатьевич не может сидеть без дела: работает председателем по захоронению ветеранов Великой Отечественной войны и председателем ревизионной комиссии. Но обо всём по прядку.

Родился Василий Максин в 1925 году в селе Гнилое Приуральского района Уральской области. Окончив семь классов, стал работать на конеферме: обучать лошадей для Красной армии. «Это сложная работа. Не раз падал. За гриву не всегда удержишься», - рассказывает ветеран. Когда началась война, первое время Василий продолжал заниматься своим делом, а в 1942 году его вместе с другими восемнадцатилетними мальчишками забрали на подготовку к войне. «Нас готовили на второй Украинский фронт. Учили хорошо плавать, скакать на лошади, стрелять из пистолета, винтовки, крупнокалиберного пулемёта, мелкокалиберного, водить мотоцикл». А также учили солдат поражать движущиеся мишени. Например, в тёмном помещении, где в любом месте могла загореться лампочка-мишень, нужно было моментально её разбить. Называлось это в солдатской среде «стрельба на свет». По такому же принципу «стреляли на звук». «Мы старались, все силы на это отдавали».

Подготовка продолжалась долго - девять месяцев. И только в апреле 1943 года Василий попал на фронт. «Пятая танковая гвардейская армия первый мотоциклетный Краснознамённый полк!» - не без гордости вспоминает он. В полку было 900 бойцов, 300 мотоциклов, 12 бронемашин, 18 танков Т-34, а также бронетранспортёры с пушками, сапёры, миномётная рота. «Одели нас в английские шинели, шикарные, конечно, были. Мы пришли в них на фронт, а  там удивлялись даже старики», - улыбаясь, рассказывает участник войны. Солдат не только хорошо одели, но и кормили хорошо. «Во время войны питались на общем основании. Варили кашу, борщ. Не голодали, как некоторые говорят».

Перед полком, в котором служил солдат Максимин, стояли следующие задачи:

Во-первых, Пятая танковая гвардейская армия первый мотоциклетный Краснознамённый полк должен был прорвать оборону противника. «Механизированный полк, которым командовал подполковник Докудовский (энергичный был товарищ!), быстро устремляется громить тыл врага и молниеносно закрепляется на захваченных у противника позициях», - вспоминает о тех событиях Василий Игнатьевич.

Второе задание - отвлечь противника артиллерийской подготовкой для того, чтобы дать возможность авиации в это время атаковать немецкие позиции. Затем полк пошел в наступление для разведки боем: «Противник отчаянно старался закрепиться на своем месте, и даже с других позиций сюда прибыло подкрепление, обнажив тем самым лазейки для нашей армии с другой стороны. Чем и не преминула воспользоваться пятая танковая армия, которая прорвала оборону в слабозащищенном месте.

Бывало и так на Втором Украинском фронте. Наш полк занимает оборону ночью, ожидая подмогу в виде пехотной дивизии, которой все нет и нет, - продолжает вспоминать Василий Игнатьевич. - А на утро немцы собираются идти в наступление с намерением прорвать нашу оборону. Днем же самолет Итальянская рама, увидел, что на нашей позиции нет второй обороны. Это придает смелость немцам в их утреннем наступлении. Но в итоге они угодили в засаду, так как наш полк был во всеоружии. Это был тяжелый бой с большим количеством убитых и раненых с обеих сторон. Но благодаря ошибке немцев мы вновь заняли позиции, которые ранее сдали».

Как заслужил первую свою награду - орден Славы, врученный Василию Игнатьевичу за мужество - ветеран до сих пор вспоминает с трепетом: «Это был бой у Кировограда. Мне было приказано задержать немцев, чтоб наш полк успел перегруппироваться. Я один и три пулемёта. Немец пошёл ночью, видно, хотел прощупать нашу оборону. Тут я как зарядил по ним! Сначала палил только из двух пулемётов. А они и подумали, что у меня их два. Представляете, какой неожиданностью для них был огонь из третьей точки?» Ловкость и смекалка Василия Максина не раз спасала ему жизнь. Так, однажды он обманул немцев, которые пытались попасть в него, когда он скакал на лошади. «Слышу, стреляют по правой стороне. Я сделал вид, что упал с коня, а сам одной ногой в стремени, держусь за коня. Так он меня и унёс с открытого места. А когда немцы опомнились, было уже поздно».

28 января 1944 года Корсунско-Шевченские группировки соединились. Первый и второй украинские фронты попали в окружение. «Вот здесь было сражение, - рассказывает ветеран. - Кольцо сужалось, немцы пытались прорваться, но все их атаки мы отбивали. 17 февраля 1944 года с группировкой всё было покончено. Пленных было много. Командование говорило, что аж 18 тысяч. Немцы драпали от нас хуже французов в 1812 году».

После этого сражения Василий Максин попал на третий Белорусский фронт, а в декабре - на второй Белорусский фронт. «В январе мы двинулись в наступление на Пруссию. Война была там не легче, даже наоборот. Границы восточной Пруссии немцы считали районом сплошной ничем не пробиваемой обороны. На их укрепления посылались тысячи снарядов». Немцы не выдержали натиска русского солдата. 10 апреля 1945 года был штурмом взят Кенигсберг. «Эту битву я никогда не забуду. Так тяжело, как там, не было нигде. Самому не верится, что я через всё это прошёл», - и вспоминает Василий Максин.

До Великой Победы тогда оставались считанные дни. Но незадолго до этого события с Василием Игнатьевичем приключилась беда: «Восьмого мая в нашу бронемашину попал снаряд, и произошло возгорание. Мне обожгло руки, был повреждён глаз. Поэтому меня перевели в госпиталь». Когда девятого мая начали палить со всех сторон, Василий подумал, что немцы опять пошли в наступление. Но потом услышал, громко, отчетливо чей-то крик: «Война кончилась!»

Василий Игнатьевич считает, что родился в рубашке, так как «...прошел четыре фронта без серьезных ранений».  По словам Василия Игнатьевича, ему до сих пор не верится, что он был на Втором Украинском, Третьем Белорусском, Первом Прибалтийском, Втором Белорусском фронтах. «Везде было тяжело. Раненые, убитые товарищи. Это невозможно забыть. Помню, после войны мне говорили некоторые: «Что ж это ты четыре фронта прошёл, а ранений никаких?» А мне везло. Я родился в рубашке!»

Демобилизовался Василий в 1948 году. В 1952  году завербовался на Камчатку в Кировский рыбокомбинат, а в 1955 перевелся в Петропавловск-Камчатский на Авачинский рыбокомбинат, стал работать там мастером бондарного цеха. «Этот рыбокомбинат переименовали в Петропавловский. Я проработал на нём 32 года в тарно-бондарном цехе. Помню, в 1976 году было соревнование на лучшего мастера, который выполнит план быстро и качественно. Я стал победителем, и мне было присвоено звание - лучший мастер города Петропавловска-Камчатского». На счету Василия Максина не одна подобная награда.

В 1982 году как активиста Василия Игнатьевича назначили ответственным по уходу за бесхозными могилами участников Великой Отечественной войны: «Мне приходилось делать это внеурочное время, и в выходные, и в праздники. Больше никто не хотел этим заниматься». В 1990 году Василий Игнатьевич был выбран председателем ревизионной комиссии и поэтому он должен был передать свои обязанности другому человеку. Однако все наотрез отказались, и вот уже почти 30 лет Василий Игнатьевич несет на себе эти обязанности. В настоящее время он также является Председателем Комитета по захоронению ветеранов Великой Отечественной войны: «Родственники и близкие умершего часто теряются, не знают с чего начать. Мне приходится помогать и подсказывать им», - объясняет Василий Игнатьевич задачи своей работы.

Сегодня жизнь ветерана наполнена разными делами, обязанностями, которые он выполняет с удовольствием. Он  любит выступать, рассказывать о военном времени, о своих трудовых достижениях. «Меня многие знают, всегда куда-то зовут, не дают мне скучать»,- говорит Василий Максин.

 

Ольга Маринкина

 

Василий Максин: «Я родился в рубашке!»