Лента новостей » Знаменательные события » 65-летие Победы ⁄ Алексей Арапов: «Я воевал за страну, за людей, за их благополучие»
Навигация по разделу
Навигация по сайту





Опрос
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Алексей Арапов: «Я воевал за страну, за людей, за их благополучие»


26 марта 2010 14:07 | Просмотров: 1193

Нашу встречу с Алексеем Кирилловичем Араповым организовала его невестка София Абрамовна. «Папе будет приятно, что к нему проявляют внимание, что и сегодня люди интересуются тем, как жили участники войны в то далёкое время». Алексей Кириллович действительно был рад встрече, но перед началом беседы посетовал на память: «Подводить она меня стала часто. В последнее время что-то я сдал немного». Но за чашкой чая он не сразу, но постепенно вспоминает самые яркие, значимые события своей жизни.

Родился Алексей Кириллович Арапов 2 ноября 1919 года в деревне Михино Губкинского района. С большой любовью отзывается он о своей матери, вспоминает, как на себе одной она держала всё хозяйство. «Мой отец уходил на заработки из деревни в район. Три года он там проработал и ни копейки не принёс домой! Куда он девал деньги, зарабатывал ли вообще – этого уже никто не скажет. Моя мама с отцом разошлась. Она пришла к деду, своему папе, говорит: «Отец, вешай, стреляй, но он мне больше такой не нужен». С тех пор я рос без отца», – вспоминает ветеран. Поведение своего отца Алексей запомнил на всю жизнь и ещё в детстве понял, что не хочет быть похожим на него, повторять его поступки.

Когда подошло время военной службы, Алексея Арапова определили в военно-морской флот. Так он попал на остров Русский. Там его и других призывников учили морскому делу, обращаться с разными видами оружия. «Мы стреляли из всего, разве что из самолётов нет», – смеётся он.

Когда началась война, Алексей изо всех сил старался попасть на фронт. «А как по-другому? Я хотел защищать страну, женщин наших, детей… Мы письма писали, чтоб нас на фронт отправили, а нас не пускали, говорили, что мы в случае нападения японцев должны оказать им сопротивление. Но некоторых взяли. А меня, как я ни старался – ни в какую». Модой матрос был распределён на службу в Приморский край в отдел службы наблюдения связи.

К началу Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот имел в своем составе около трёхсот кораблей и катеров различных классов и типов. Но, не смотря на это, на Дальнем Востоке в течение всей войны обстановка оставалась крайне напряженной. Япония неоднократно провоцировала военные инциденты: японские самолеты с целью разведки то и дело вторгались в воздушное пространство нашей страны, а японские корабли – в наши территориальные воды, нарушали транспортное судоходство на Дальнем Востоке. Японцы часто без видимых причин задерживали в море советские суда, а в ряде случаев их топили. «Мы, как могли, сдерживали японцев. У нас получалось: нас боялись, – вспоминает ветеран. – Наблюдали за ними, отслеживали их суда, корабли. Принимали меры, если что. Главной задачей флота была  оборона побережья, защита своих путей сообщения на море, организация противодесантной обороны наших берегов».

С неохотой рассказывает нам Алексей Кириллович о том, как тяжело морально и физически приходилось ему и его боевым товарищам на войне. «Он никогда у нас ни на что не жалуется, – говорит невестка Алексея Арапова. – И о том, как было трудно на войне, тоже говорит мало». И всё-таки ветеран роняет несколько слов о том, как жители Приморья иной раз да угощали матросов чем-нибудь… яблоком, куском хлеба или сухарём, помогали, если могли. «Одни яблоки ели летом да траву какую-то. Вот потому и зубы до сих пор все здоровые», – говорит Алексей Кириллович. Дополняет скупые слова ветерана его невестка: «Конечно, войну прошёл тяжело. Он не рассказывает  всего, но это осталось у него внутри. И мы, родные, чувствуем это. Закалка такая у папы: никому ничего не рассказывать. Всё-таки же когда-то это были военные тайны. Он не даёт выхода эмоциям. В общем-то, все жизненные ситуации он переживал стойко… Какой-то стержень в нём есть. Вроде бы деревенский парень, но культура его, воспитание – этому можно позавидовать, восхищаться этим».

В 1945 году Алексей Кириллович был отправлен в 14-ю бригаду генерала Трушина в Северную Корею, где принимал участие в обороне города Сейсин от японских захватчиков. Порт и город Сейсин был важным узлом обороны, поэтому овладеть им  - была основная задача, стоящая перед Тихоокеанским флотом. «Нас обстреляла артиллерия противника. Но мы прикрылись дымовыми завесами и без потерь выполнили задачу и взяли порт», – вспоминает ветеран. Освободить город от японцев было намного сложнее. Противники старались отрезать десантников от береговой черты, за одну только ночь японцы предприняли более пятнадцати атак. «В этом бою наши войны продемонстрировали массовый героизм и отвагу. Не зря нас боялись японцы. Мы им хорошенько по башке надавали, – не без гордости рассказывает Алексей Кириллович. – Ну а после захвата города Гензана, нас расформировали. Тогда уже война была окончена».

Весть о Победе придала морякам-тихоокеанцам большей силы, уверенности, ведь они знали, что главный враг – Гитлер – уничтожен, и ничто теперь не помешает им. «Мне было и радостно, и грустно. Грустно от того, что я знал, сколько людей погибло из-за этой проклятой войны. 27 миллионов! Из них военных – 8 миллионов. Вот как воевали наши патриоты. Вы можете себе представить?! Честнейшие, умнейшие люди. Из-за гитлеровской чумы погибли, хотя могли служить своей стране, трудиться, жить, радоваться. А он ещё весь мир планировал уничтожить! Как радоваться, когда знаешь всё это?» Немного помолчав, бывший тихоокеанец добавляет: «Я воевал за страну, за людей, за их благополучие. Да из наших никто не боялся воевать, потому что знали, что защищаем своих родных, свои семьи, своих матерей. Все старались. Жалели свою страну. Если бы не наш народ, то гитлеровская чума весь мир бы уничтожила. Сволочь он! Всё ведь зависит от человека, от его человечности, от работы, а не от нации».

После военных операций Алексей вернулся на Родину, ему предложили стать коммунистом. Он пытался оттянуть вступление в партию, уверял, что ещё не готов, но военный комиссар настоял. Алексей Арапов подал заявление, и его приняли в КПСС. «А ещё один парень тоже хотел в партию вступить. Он рассказал программу, устав. Но его не взяли, потому что он хотел за счёт партии стать капитаном. А меня взяли, хотя я и не думал даже об этом». Потом Алексея Кирилловича отправили учиться во Владивосток в военное училище, и через три года ему дали звание офицера. Так и началась у Алексея Арапова карьера военного. Служить приходилось в разных частях, и везде, куда бы ни переводили нашего ветерана, он становился уважаемым работником.

В 1950-х годах ветеран был переведён на Камчатку. Здесь он прослужил до 1967 года, был демобилизован. Но и потом не ушёл на пенсию, а продолжал работать. «А я не мог. Как так? Не работать?» – до сих пор возмущается ветеран. Свою трудовую деятельность он продолжил в военной части в должности второго помощника капитана ВТР-13. Спустя несколько лет стал капитаном МУС-906, на котором проработал до 2003 года. За добросовестное отношение к работе, многолетний опыт и высокий профессионализм Алексей Кириллович имеет множество грамот, благодарностей, наград.

Сейчас Алексей Кириллович живёт со своим сыном и невесткой. «Он очень любит, когда ему читают, – рассказывает София Абрамовна. – Особенно газету «Советская Россия». Слушает радио «Маяк», «Россия», интересуется всеми новостями, происходящими в мире». Кроме этого, ветеран знает множество военных стихотворений, которые с удовольствием читает, помнит песни о войне: «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт. Песня – крылатая птица – смелых скликает в поход».

 

Ольга Маринкина.

 

Алексей Арапов: «Я воевал за страну, за людей, за их благополучие»

 

Алексей Арапов: «Я воевал за страну, за людей, за их благополучие»