Лента новостей » Знаменательные события » 65-летие Победы ⁄ Валентина Переладова: «Я храню память о своем муже как о герое»
Навигация по разделу
Навигация по сайту





Опрос
Прогноз погоды
Прогноз погоды в Петропавловске-Камчатском

Валентина Переладова: «Я храню память о своем муже как о герое»


23 июня 2010 09:26 | Просмотров: 1222

Рассказывать о своей жизни в годы Великой Отечественной войны Валентина Петровна Переладова не хотела. «Что тут рассказывать. Мы работали много. Мешки с зерном таскали по 70 килограммов. Вот и всё». Но вот о подвигах своего мужа, Ивана Петровича Переладова, она была готова говорить и говорить. «Где он только не был, чего только не видел», – рассказывает о нём Валентина Петровна.

Валентина и Иван познакомились уже после войны, в 1947 году. Они оба работали на молокозаводе. «Я везла сливки, и тут ко мне подлетают девчата и все в один голос: «Валя, а у нас сейчас новый старший лаборант. Такой красивый!» А я им в шутку отвечаю: «Танька, у тебя есть жених. Манька, у тебя тоже. А у меня нет. Этот будет мой». А они мне говорят: «А мы ему уже все про тебя рассказали, какая ты у нас красавица, умница». Когда я его увидела, тут же в него влюбилась. И он в меня. Вот вам и пошутила, – смеётся Валентина Петровна. – Я видела его во сне ещё задолго до знакомства. Как будто в какой-то газете читала про него. Наверное, такая наша судьба была». С тех пор Иван и Валентина не расставались. Вместе они прожили более пятидесяти лет. «Двое детей, четверо внуков – это самое главное наше богатство, нажитое за эти годы», – говорит Валентина Переладова.

Ивана Петровича Переладова не стало в 2005 году. Его жена бережно хранит все документы, фотографии. Среди них остались и воспоминания, написанные рукой Ивана Петровича, которые Валентина Петровна предоставила нам. А мы, в свою очередь, познакомим вас, читателей, с этими воспоминаниями.

«В сентябре 1939 года я был призван в ряды Красной Армии. Прибыл в 21-ю Пермскую Стрелковую дивизию, которая входила в состав первой отдельной краснознамённой армии. Был зачислен в 109 гаубичный артиллерийский полк в должности телефониста. Полк дислоцировался близ города Спаска-Дальнего.

Третьего сентября 1941 года был отдан боевой приказ. Полк снялся, все рассчитывали, что  будем вести боевые действия с японскими милитаристами. Однако вся дивизия была погружена в эшелоны. Мы стали очень быстро передвигаться на Запад. В конце сентября мы уже прибыли на перешеек между Ладожским и  Онежским озёрами. В районе Людейное-Поле вступили в бой с финскими и немецкими войсками. Примерно до десятого октября вели наступательные бои. Противник был отброшен за реку Свирь, благодаря чему мы лишили врага возможности взять в кольцо Ленинград через Тихвин. Затем мы перешли к обороне и стояли до февраля 1943 года. Во время боёв и в обороне, будучи уже старшим телефонистом, я обеспечивал связь между командным пунктом и огневыми позициями.

Местность, где мы располагались, была открытая, и противник обстреливал её минами. В таких условиях приходилось по 18-20 раз в день выходить на линию. За то, что я успешно справлялся с поставленным заданием, был награждён первым из рядового состава орденом «Красной звезды» Указом президиума Верховного Совета за подписью Михаила Ивановича Калинина.

В феврале 1942 года меня назначили заместителем политрука и приняли в кандидаты партии. В мае 1942 года я был принят в члены ВКП (б).

В феврале 1943 года наш артиллерийский полк был расформирован. Половина полка осталась на месте, а вторая половина была переброшена под город Тулу. Под Тулой формировалась 13-я артиллерийская дивизия Резерва Главного Командования. Наш дивизион составил основной костяк для формирования тяжёлой гаубичной бригады, которая и входила в 13-ю артдивизию. Были получены новые, более лёгкие в управлении и более дальнобойные, гаубицы образца 1943 года.

Я был назначен командиром отделения тяги, мне было присвоено звание старшего сержанта. В конце мая 1943 года из-под Тулы мы прибыли под Новосиль Орловской области. Двенадцатого июня того же года вступили в бой на Орлово-Курской дуге. Второго июля был освобождён город Орёл, пятого августа – город Белгород. 23 августа был освобождён город Харьков.

В сентябре того года мне было присвоено звание  младшего лейтенанта.

Шестого декабря освобождён город Александрия Кировоградской области. В честь этого нашей бригаде было присвоено звание «Александрийская».

Девятого января 1944 года освобождён город Кировоград. (Тогда мы уже были в составе Второго Украинского фронта.)

Восемнадцатого июля освобождён город Владимир-Волынский. Из Владимира-Волынского для ликвидации Ясо-Кишиневской группировки наша бригада была переброшена под город Ясы, но в боях мне не пришлось участвовать.

В начале января 1945 года нас перебросили  обратно в Польшу на Сандомирский плацдарм.

Тринадцатого января был взят город Сандомир. Затем – город Гинденбург 27 января, а 28 – город Катовице. (Эти города были освобождены нами в составе Первого Украинского фронта.)

Седьмого февраля была прорвана оборона на реке Одер. Немцы тогда сопротивлялись особенно сильно. В тылу оставалась 80-я немецкая дивизия, которая ночью напала на наш дивизион. Правда, по сведениям разведки эта дивизия была уже разбита. Но, как оказалось в ней оставалось около 600 немцев.  Главная опасность состояла в том, что нам вовремя не привезли боеприпасы.

Мне с семью солдатами пришлось отбивать атаки примерно в течение 30-40 минут личным оружием. Патроны кончались, я отдал приказ приготовить штыки и отойти за дома. (Мы располагались в двух домах, между которыми стоял сарай.) Противник ворвался в дома, о чем было доложено командованию. Было решено развернуть орудие и ждать по первому выстрелу. Противник, видимо, понял, что здесь стоит артиллерия, в конце концов, стал отходить. Останки немецкой дивизии были разбиты.

Утром были подсчитаны убитые солдаты  противника, их оказалось около ста человек. Мы потеряли 18 человек. За этот бой я был награждён Приказом Командующего Четвёртым Украинским фронтом вторым орденом «Красная звезда».

Нас пытались взять врасплох не единожды. Мы стояли близ реки Одер. Были выставлены наши посты: в тылу дивизиона – один часовой, второй – на берегу реки Одер. Ночь была лунная и часовой, стоявший на берегу, заметил движение пяти человек. Он их окликнул: «Стой! Кто идёт!» На что последовал ответ: «Свои». Часовой (его фамилию я не помню) окликает вторично: «Стой!» В это время в него бросают гранату – лимонку, но он успел её схватить и бросить обратно. При разрыве гранаты, мы сразу заняли оборону и начали бой.

Часовой за смелость был награждён орденом «Боевого Красного знамени».

Затем в составе Второго Украинского фронта мы брали города Оппельн – 23 марта 1945 года, Троппау – 23 апреля город Оломоуц. Потом наша дивизия взяла маршрут на Прагу.

За прорыв укреплений противника, освобождение и взятие городов мне было объявлено 14 благодарностей от Главнокомандующего Вооруженными силами Сталина.

Девятого мая ночью, в 00:50 минут, была подписана безоговорочная капитуляция фашистским командованиям. Так закончилась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней. 1321 день из них я прошёл в тяжёлых боях.

Советская армия освободила 113 миллионов человек от ненавистного фашизма.

Участник Великой Отечественной войны Переладов Иван Петрович».

Перебирая документы мужа: военный билет, благодарности, удостоверения о наградах, которых у Ивана Переладова большое количество, фотографии, –  Валентина Петровна приговаривает: «Хороший мой, красивый. Столько всего повидал…

У меня ведь не только муж воевал. В годы войны он и мне и не муж был вовсе, мы даже незнакомы были. О том, что такое война я узнавала из рассказов и писем отца и старшего брата, Витьки.

В 1941 году помню, как по радио (оно было тогда ещё у всех круглое) объявили о войне. С первых же дней мужчины маршировали, проходили подготовку. Так и слышалось: «Вставай, ложись, беги!» Их распределяли кого куда, но отец поехал на Дальний Восток, воевать с японцами. А через год забрали брата. Он домой не вернулся, погиб. Витя воевал на Китайской границе.

Однажды отца контузило. Он рассказывал, что недалеко от него разорвалась бомба, и его засыпало. Ну ничего, откопали, отправили  в санчасть, а оттуда – в выздоравливающую команду. Там такие же, как он, занимались работой попроще. Отцу было поручено развозить хлеб. Вот как-то он развёз хлеб, сел отдыхать неподалёку от одной из казарм и вдруг слышит, кто-то кричит: «Сосновский Виктор Петрович! Тебя вызывают в штаб!» Поначалу отец не поверил своим ушам: фамилия, имя, отчество – всё совпало. Он побежал на голос, спрашивает ребят: «А кто у вас здесь Виктор Петрович?» А они ему отвечают: «Это наш старшина». Отвели отца к штабу, он смотрит: идёт наш Витька, высокий, красивый, статный такой. Все вокруг выстроились. Интересно же. Не каждый день отец сына встретит на войне.

Ещё во время войны командир Витькиной части присылал маме два благодарственных письма. Но с войны он так и не пришёл.

К сожалению, об отце и брате из документов почти ничего не осталось, даже фотографий. Зато у мужа их полно. Я их храню. Я храню память о своем муже как о герое».

 

Ольга Маринкина

 

Валентина Переладова: «Я храню память о своем муже как о герое»

 

Валентина Переладова: «Я храню память о своем муже как о герое»

 

Валентина Переладова: «Я храню память о своем муже как о герое»